Воскресенье, 19.05.2024, 10:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ШКОЛА №26

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Элективный курс
     Программа элективного курса
    «Основы инженерной графики»

      Разработка учителя информатики Хабибуллиной А.А.

Класс: V – VII.
Количество часов: 17 часов.
Профиль: информационно - технологический.

   Место курса в образовательном процессе.
Одной из важных функций элективного курса «Основы инженерной графики»
является формирование у учащихся умений по использованию информационных
технологий в практической деятельности.
Концепция курса Элективный курс призван сформировать у школьников знания
о специфике некоторых областей профессиональной деятельности человека,
возможностях по использованию в них информационных технологий для решения
простых и нестандартных задач. Задачи решаются с применением табличного
процессора Excel, в том числе и с помощью графических редакторов Paint, Word .
Предложенный элективный курс обеспечивает:
· межпредметные связи с математикой, литературой, рисованием, черчением.
Например, даёт возможность изучать темы «Координатная плоскость» и
«Решение линейных уравнений» с помощью компьютера. · приобретение
школьниками навыков работы в табличном процессоре Excel.

Учебные цели элективного курса :

1. Формирование умений и способов для решения практических задач в различных
областях человеческой деятельности.
2. Развитие у детей творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Научить ребят применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи элективного курса:

1. Воспитательная - подготовка школьников к профессиональной деятельности в информационном обществе.
2. Развивающая – развитие чувства ответственности за свои поступки при решении проблемных, нестандартных задач.
3. Познавательная – расширение кругозора.

  Формы организации учебных занятий
 
  Элективный курс проводится в виде мини – лекций, практических занятий,
индивидуальных бесед. На лекциях и во время индивидуальных бесед выдается необходимый объем информации
из рассматриваемой предметной области. Например, что такое декартовая координата, алгоритм, диаграмма, схема,
модель, информация о программных средствах. Объясняются технологии и методы решения (например, что электронные
таблицы, ячейка, строка заголовков, интерфейс пользователя, как построить таблицу, что такое мастер диаграмм).
На практических занятиях разбираются решение задач, способы реализации решений программными средствами компьютера.
Задачи сгруппируются в зависимости от тематики и того, каким программным средством реализуется решение (например, чертёж
самолёта или рисунок корабля, проект графической разработки по произведению писателя, поэта) и при этом учитываются
способности школьников. Особое внимание уделяется демонстрации задач, решаемых в табличном процессоре Excel.

Первое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности в компьютерном классе, а также с изложения теоретических сведений.
   Учитель показывает межпредметные связи между выбранной ими тематикой и информатикой.
   Практическую работу на компьютере начинают с повторения или изучения клавиатуры, если ученики не совсем владеют навыками работы на компьютере, не владеют навыками работы с каким – либо из предложенных учителем прикладных программных средств(например,
недостаточно хорошо знают интерфейсы графических редакторов Paint и Word ).
В таких случаях учитель объясняет принципы работы с данным средством, на конкретных примерах демонстрируя возможности его применения. Только тогда дети приступают к освоению данного программного продукта. В особых случаях, учитель занимается индивидуально с тем ребёнком, который увидел компьютер в работе , бывает и так: дети боятся сломать компьютер, т.е. не готовы осваивать компьютер – психологически. Очень часто, из таких ребят выходят очень серьезные , в будущем, хорошие специалисты в области ИКТ. Узнав что-то новое, преодолевая себя шаг за шагом, они начинают очень быстро усваивать материал, много занимаются самостоятельно и в итоге оказываются скромными творческими личностями. Защищают свои творческие проекты на «отлично», даже выступают с исследовательскими работами на конкурсах, научно-практических конференциях. В заключении учащимся предоставляется время на исследовательскую деятельность, составление творческих проектов. Выбор тем для проектов остается за учителем, выбор самого ученика тоже приветствуется и поддерживается. Учитель может использовать учебные пособия по кружковой работе, научно – популярную литературу, справочные издания. По итогам защиты проектных работ учитель делает вывод об уровне усвоения учащимися материала элективного курса. Минимальный необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением элективного курса. Учащиеся: · владеют навыками работы на клавиатуре и знают интерфейс графического редактора Paint; · имеют представление об алгоритме решения задач с помощью компьютера; · владеют способами ручного решения задач по математике, умеют рисовать с карандашом, краской; · умеют работать линейкой, циркулем.
 
Содержание обучения
 
Занятие 1.
Теоретическая часть.
Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Основные возможности Paint: проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета; использование кистей различной формы, ширины и цвета; построение геометрических фигур; помещение текста на рисунок; использование преобразований (поворот, отражение, растяжение и наклон).
Практическая часть.
 Интерфейс графического редактора. Запуск программы. Вид окна ГР. Панель инструментов ГР. Задание размеров рисунка. Создание простого рисунка.
 
 Занятие 2.
Теоретическая часть.
Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Рисование с помощью кисти. Рисование с помощью распылителя. Заливка объекта. Изменение палитры.
Практическая часть.
 Интерфейс графического редактора. Создание простого рисунка. Преобразование цветного рисунка в черно-белый. Обращение всех цветов рисунка. Сохранение рисунка.
 
Занятие 3.
Теоретическая часть.
Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Внешний вид диалогового окна «Сохранение файла». Поддерживаемые форматы чтения или сохранения файла. Порядок задания имени и определения маршрута для сохранения файла. Практическая часть.
 Интерфейс графического редактора. Открытие файла с нужным рисунком. Редактирование рисунка (вставка текста в рисунок ). Режимы вставки текста в ГР. Изменение шрифта текста на рисунке.
 
Занятие 4.
Теоретическая часть.
 Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Изменение масштаба в графическом редакторе. Вывод на экран полного изображения рисунка. Выделение нужного фрагмента рисунка. Операции над выделенным фрагментом объекта.
Практическая часть.
Интерфейс графического редактора. Создание рисунка. Вставка в рисунок готовых фрагментов из буфера или файла.
 
Занятие 5.
Теоретическая часть.
 Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Режимы выделения фрагмента. Отмена выполненной операции в ГР. Преобразование рисунка. Предварительный просмотр. Механизм «захвата» изображения с экрана. Практическая часть.
Интерфейс графического редактора. Создание графической разработки «Русские берёзы» (или по выбору школьников).
 
 Занятие 6.
 Теоретическая часть.
 Создание графических разработок в тестовом редакторе Word. Пользовательский интерфейс текстового редактора Word. Окно Вставка . Вставка рисунков из файла.
Практическая часть.
 Вставка рисунков из Коллекции. Форматирование рисунков.
Занятие 7.
 Теоретическая часть.
 Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Окно Файл. Сохранение рисунка. Окно Вид. Панель инструментов Стандартная. Панель инструментов Форматирование.
 Практическая часть.
 Окно Вид. Панель инструментов Рисование. Окно Автофигуры. Вставка объектов WordArt . Создание национального узора, рамки.
 
 Занятие 8.
Теоретическая часть.
 Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Пользовательский интерфейс графического редактора Word.
Практическая часть.
Разработка творческого проекта мини – книги «Футболисты».
 
Занятие 9.
Теоретическая часть.
 Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Панель инструментов Рисование.
Практическая часть.
 Создание проекта открытки «Защитники Отечества».
 
 Занятие 10.
Создание творческого проекта «Эмблема».
Защита проекта.
 
Занятие 11.
Теоретическая часть.
Основы инженерной графики. Пользовательский интерфейс табличного процессора Excel.Строка заголовка. Строка меню. Панели инструментов. Практическая работа.
Рабочий лист табличного процессора. Основные приемы работы с ячейками (заполнение, выделение, копирование). Адрес ячейки.
 
 Занятие 12.
 Теоретическая часть.
Основы инженерной графики. Основные приемы работы с табличным процессором. Строки и столбцы. Изменение ширины столбца. Диапазоны ячеек (выделенные группы ячеек). Адрес диапазона.
Практическая работа.
Ввод данных. Копирование и перемещение данных.
 
Занятие 13.
Теоретическая часть.
 Основы инженерной графики. Пользовательский интерфейс электронной таблицы Excel. Ввод числовых данных. Панель инструментов Форматирование. Изменение шрифтов.
Практическая работа.
Проектирование таблицы «История развития отечественной космонавтики».
 
Занятие 14.
Теоретическая часть.
Основы инженерной графики. Панель инструментов Стандартная. Панель инструментов Рисование.
 Практическая работа.
Ввод числовых данных. Мастер Диаграмм. Проектирование графического рисунка «Ваза для цветов».
 
Занятие 15.
Основы инженерной графики.
 Практическая работа.
Координатная плоскость. Оси X, Y . Ввод числовых данных. Мастер Диаграмм. Творческие проекты по теме « Мои любимые игрушки » (например: слоник, паровоз, чебурашка).
 
Занятие 16.
 Основы инженерной графики.
Практическая работа.
Создание творческих проектов по теме: «Техника» (автомобиль, трактор, ракета, робот, танк) .
 
Занятие 17.
Основы инженерной графики.
Защита проектов.
 
Ожидаемые результаты обучения ·
 умеют применять графические возможности прикладных программных средств компьютера для повышения наглядности получаемых результатов;
· умеют планировать свою деятельность;
· участвуют на конкурсах «Компьютерная грамотность», «КИТ-компьютер, информатика и технология»;
· выступают на городских конференциях, районной энергетической олимпиаде, республиканских научно-исследовательских конференциях.
 
Рекомендуемая литература для учащихся
 
1. Макарова Н.В. Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс. – СПб.: Питер, 2001.
2. Журин А.А. Word 2000 для школьников и начинающих пользователей. Москва «Аквариум», 1999 г.
3. Журин А.А. Excel 2000 для школьников и начинающих пользователей. Москва «Аквариум», 1999 г.
4. Журнал «Информатика и образование»(№3,1998).
5. Журнал «Наука и жизнь», №2, 2006 г.
6. Материалы выставок «Топливно-энергетические ресурсы
7. России-2004 »; «Здравоохранение – 2004 ».
8. Информационные технологии: пособие для 8-11 классов, под общей редакцией С.А. Христочевского. –М.: АРКТИ, 2001.
 
Рекомендуемая литература для педагогов
 
1. Электронные издания: интерактивные мультимедийные обучающие курсы «Практический курс Excel 2000» , «Практический курс Excel 2003» , «Практический курс Excel XP».
2. Шаг за шагом. Microsoft Office 2000. Самоучитель. Издательство ЭКОМ, - М., 2002.
3. Ш. Сулейманов, Р.М. Хадиев, Р.С. Якушев. Компьютерные информационные технологии.
4. С.А. Христочевский. Информационные технологии, пособие для 8-11 классов. Москва,2001.
5. Журнал «Информатика и образование»(№1,1999).
6. И.Г. Хадиуллина. Проектирование элективных курсов для профильной школы и требования к их оформлению. МО и Н РТ, 2005 , РИЦ «Школа», 2005.
7. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы. Составитель М.Н. Бородин. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
 
 
 
Тематическое планирование элективного курса
 «Основы инженерной графики» 5-7 класс
 
 №  занятия Тема Теория Практика Примечание
Количество часов
1Инструктаж по технике безопасности. Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Основные возможности ГР. Интерфейс ГР.½½

2Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Рисование с помощью кисти, распылителя. Заливка. Палитра. Создание простого рисунка.½½Природа за окном в реальном времени

3Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Окно Файл. Редактирование рисунка.½½Стихи «Зима », Борис Пастернак

4Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Работа с фрагментами рисунка. Создание рисунка.½½Рябина, берёза, клён.

5Построение рисунков в графическом редакторе Paint. Преобразование рисунка. Графическая разработка.½½Поляна, лес

6Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Пользовательский интерфейс текстового редактора. Два режима. Форматирование рисунков.½½По теме «Спорт»

7Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Панели инструментов «Стандартная», Форматирование». Создание национального узора.½½Рамка с национальными узорами

8Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Пользовательский интерфейс графического редактора. Разработка творческого проекта.½½Мини-книга «Футбол»

9Создание графических разработок в текстовом редакторе Word. Панель инструментов «Рисование». Разработка творческого проекта.½½Открытка

10Создание творческого проекта. Защита проекта. 1Эмблема

11Основы инженерной графики. Пользовательский интерфейс табличного процессора Excel. Основные приемы работы с ячейками.½½

12Основы инженерной графики. Строки и столбцы. Диапазоны ячеек. Адреса ячеек. Ввод, выделение, копирование и перемещение данных.½½

13Основы инженерной графики. Ввод числовых данных. Панель инструментов Форматирование. Проектирование таблицы.½½По теме «Космос»

14Основы инженерной графики. Панель инструментов Стандартная. Панель инструментов «Рисование». Ввод числовых данных. Мастер Диаграмм. Проектирование графического рисунка.½½Ваза для цветов. Кубок.

15Основы инженерной графики. Координатная плоскость. Ввод числовых данных. Творческий проект. 1Любимые игрушки учащихся.
16Основы инженерной графики. Создание творческих проектов. 1Техника
17Основы инженерной графики. Защита творческих проектов. 1
Всего 6,510,5
Приложение 1
 
Темы рефератов
 
1. Графические редакторы.
2. Деловая графика.
3. Конструкторская ( инженерная ) графика.
4. Учёный мир. Академик Лебедев.
5. Внедрение информационных технологий.
6. Мобильный телефон – карманный компьютер?
7. Профессии. Дизайнер – это престижно!
8. Иллюстративная графика.
 
 Темы творческих проектов
 
1. Создание иллюстрации к задачам (например, задачи «Самолёт», «Артиллеристская пушка», «Плот»).
2. Создание графических разработок по произведениям писателей и поэтов (Сергея Есенина, Гаяза Исхаки, Каюма Насыри, Бориса Пастернака, Мусы Джалиля и т.д.).
3. Учёный мир. Ракеты Королёва.
4. Времена года и клён (графические разработки по стихотворению Сергея Есенина «Клён»).
5. Край ты мой заброшенный… (графические разработки по стихотворению С. Есенина).
6. Разработка ребусов (пословицы народов мира, высказывания великих людей: учёных, мыслителей, поэтов, писателей).
7. Разработка кроссвордов ( «Учёный мир», «Детские игрушки», «Музыка детям», «Архитектура компьютера», «В мире животных»)
8. Разработка генеалогического дерева (например, семьи, предметов: информатики, физики, математики и т.д.).
 
Темы исследовательских работ
 
 1. Модели машин разных поколений (с применением основ инженерной графики в табличном процессоре Excel).
 2. Спорт – посол мира (разработка рисунков спортивного инвентаря в графическом редакторе Word).
 3. Энергетика-экология-планета Земля (проектирование эмблем, web – страниц, сайта).
 4. Нет поэта без Родины ( Жизнь и творчество С. Есенина, Б.Пастернака, М.Джалиля. Что их связывает? Анализ. Результат:- иллюстрации к произведениям).
5. Солдаты Отчизны (графические разработки по стихотворениям, посвященных героизму солдат, подвигу советских людей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.).
 
Приложение 2
 
 Шкала рейтинговых оценок Наименование способа контроляМаксимальная оценка в баллах

1. Практические работы: · разработка проекта; · защита проекта. 5 5
2. Расчётно-графические работы (инженерная графика): · бумажный вариант; · компьютерная модель. 5 7
3. Призовые баллы: · за активное участие в творческих мероприятиях (например, разработка проекта для классного часа); · за самостоятельную исследовательскую работу; · за написание реферата на актуальную тему. 5 7 5
Всего:39 ( результат: отлично)

Приложение 3
 
 В качестве анализа апробации элективного курса предлагается выступление автора на конференции студентов НФ КГТУ имени А.Н. Туполева.
 
 Роль информатики и ИКТ в формировании научно – технического потенциала учащихся
              Творческие силы ума остаются бесплодными
              при отсутствии энтузиазма и силы воли…
                                                               Эдгар
        По В современном информационном обществе управление знаниями приобретает решающее значение для его развития.
Информационная технология всегда являлась неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации.
Ее многовековое развитие взаимообусловливало параллельное развитие производства, науки, искусства, образования.
 Когда – то академик Сахаров утверждал, что миром должны править специалисты, определяющие научно- технический прогресс.
 Любой инженер гораздо быстрее разберется с экономикой и финансами.
Техническое образование предполагает знания в широком диапазоне наук, плюс к этому знания должны быть упорядочены с помощью математического аппарата. Теоретические расчеты необходимо сопоставлять с практической жизнью.
 Изучая курс «Информационные технологии» учащиеся вооружаются необходимыми знаниями, умениями и навыками для будущей жизни в информационном мире. Как помочь ученикам, детям правильно выбрать будущую профессию, которая не только радовала бы их, но и дала бы возможность хорошо жить, творить, реализовать себя на благо народу?
 Самостоятельно разработанные творческие проекты дают детям возможность раскрыться, приобрести уверенность в себе, определиться со своей будущей профессиональной деятельностью.
 Возможность создания информации для современных школьников является престижной, отвечает
 требованиям развития профессиональных навыков, делает их обучение и досуг интеллектуальным.
Поэтому наличие возможностей постепенно становится профессиональной необходимостью в поиске, анализе, сохранении и представлении информации.
Здесь педагогически ценными являются активное поведение школьников в информационном обществе
не на уровне ролевой игры, а на более высоком - в качестве «режиссера», «сценариста», «критика»,
«автора». К примеру, возьмем проекты создания Web-сайтов «Кибернетика» ,
автор ученик 11 А класса Шамышев Алексей, «2006 – год развития физической культуры и спорта»,
 автор ученик 11А класса Хабибуллин Ильмир. Сегодня: Шамышев А. – студент III курса КГУ
имени В. И. Ульянова-Ленина, коммерческая группа, ВМК, специальность: инженер-программист;
Хабибуллин И. – студент III курса КГТУ имени А.Н.Туполева , бюджетная группа, ИАЭНТ,
специальность: инженер, турбинные двигатели. В Web- широко используется графика.
Графический дизайн Web-сайта – дело тонкое, требующее вкуса и чувства меры.
 
Разработчик графического дизайна сайта не просто свободный художник. Ближе всего он к архитектору.
Другая немаловажная особенность графики для Web заключается в довольно жестких ограничениях, накладываемых на объем файлов.
 И это связано не столько с экономией дискового пространства компьютера, сколько с пропускной способностью каналов связи.
Мастерство Web-программиста заключается в том, что бы сделать универсальный сайт, который был бы корректно отображен в различных версиях браузеров. Разработчики должны владеть многими инструментами и технологиями, чтобы информация размещенная на сайте была корректно отображена и доступна любому пользователю сети Интернет. Конструкторская графика используется в работе инженеров – конструкторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом систем автоматизации проектирования (САПР). Графика в сочетании с расчетами позволяет проводить в наглядной форме поиск оптимальной конструкции, наиболее удачной компоновки деталей, прогнозировать последствия, к которым могут привести изменения в конструкции.
 Средствами конструкторской графики можно получать плоские изображения и пространственные , трехмерные изображения.
 Графический язык можно назвать языком делового, международного общения, так как его изобразительную систему составляют графические образы, получаемые методом проецирования, понятные без слов, а знаковая система языка общепринята. С помощью графического языка можно мысленно представить пространственные образы объектов и оперировать ими, отображать новые конструкторские, дизайнерские идеи, архитектурные замыслы, а также необходимые данные для их воплощения. Графический язык используется в науке, производстве, строительстве, архитектуре, дизайне. Его называют языком техники. К примеру, возьмем проект презентации «Ракеты Королева» ученика 11А класса
Яруллина Рашида. Творческий проект построен на деятельной основе с применением проблемно – исследовательской технологии.
Ценность проекта заключается в том, что ученик пытается решить стандартные задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии, которые побуждают интерес к изучению предмета и показывают его актуальность в реальной жизни. Яруллин Р. сделал техническую разработку модели вечного двигателя «Самокат». Проводился эксперимент в присутствии трех человек.
Вечный двигатель Рашида проработал ровно одну минуту. «Самокат» прошел расстояние – 98 см по полу кабинета информатики.
 Правила по технике безопасности соблюдались. Нарушений не было. За то - только эмоций и восторга ! Глаза ребят загорелись, надежда на успех в их жизни поселилась навсегда. Ребята, как настоящие конструкторы и дизайнеры, « в натуре» проверяли свои фантазии.
Сегодня: Яруллин Рашид - один из лучших студентов III курса КГУ имени В.И.Ульянова-Ленина , будущий программист –экономист, учится в бюджетной группе факультета ВМК.
    Инженер – это четкое представление об окружающей жизни, о природе.
 Виртуальные трехмерные объекты, создаваемые с помощью специальных компьютерных программ на экране монитора, уже никого не удивляют. Теперь создана технология, с помощью которой можно превратить виртуальную реальность в физическую.
 Она называется лазерной стереолитографией. Разработанный в Институте проблем лазерных и информационных технологий стереолитограф ЛС – 250 позволяет создавать детали самой сложной формы с максимальными размерами 250 х 250 х 250 мм.
 Ею пользуются врачи при подготовке к операциям на черепной коробке.
С помощью компьютерного томографа получают послойные изображения головы пациента. На пластиковой модели его черепа хирург может проверить план операции, не подвергая риску больного. По моделям изготовляют имплантаты, не требующие дополнительной подгонки размеров.
 Лазер – скульптор (лазерная стереолитография ) оказывается незаменимой там, где нужно изготовить детали самой сложной конфигурации. Конструкторы и дизайнеры « в натуре» проверяют свои фантазии . Это очень важно для развития науки в целом.
Это – надежда на улучшение благосостояния нашего народа.
 Инженеры должны править современным миром.
Сегодня очень актуально учить учиться! И это является главной задачей родителей и учителей.
Только так можно способствовать формированию научно – технического потенциала молодежи нашего города, республики, страны.

Приложение 4

Творческие расчётно-графические проекты учащихся школы №26
(выполнены с помощью табличного процессора Excel)

Творческий проект «Весы правосудия»
 Автор: Евграфова Любовь, 8 класс, 2005 год.
x y

-50
-51,5
-34
-24
-25,5
-15,5
-19,5
-2,511
-113
-2,514
-2,516
-1,517
016
-4,519
-4,520
-720
-719
-8,519
-8,57
-5,57
-5,56
-65,5
-6,55
-74,5
-7,54,25
-84
-8,54
-94
-9,54,25
-104,5
-10,55
-115,5
-11,56
-11,57
-97
-910
-812
-814,5
-916,5

Творческий проект
«Копия схемы жидкостного ракетного двигателя Циолковского »
Автор: Яруллин Рашид, 10 класс, 2005год.

х у

08
-0,47,2
-0,37,2
-15,8
-0,85,8
-0,81
-2,5-10

08
0,47,2
0,37,2
15,8
0,85,8
0,81
2,5-10

08
07,2

-0,47,2
0,47,2

-0,16,3
-0,17,2

0,16,3
0,17,2

0,76,3
-0,76,3

-0,65,8
-0,55,9
-0,45,92
-0,35,94

Творческий проект «Машина - мечта» Автор: Яруллин Рашид.

X Y
-12,91-1,94
-13,2-1,74
-13,45-1,03
-13,56-0,49
-13,51-0,02
-13,510,17
-13,50,4
-13,490,63
-13,41
-131,3
-12,91,5
-12,81,8
-12,72,03
-12,62,5
-12,42,78
-12,062,966
-11,93,035
-11,73,105
-11,453,184
-113,292
-103,432
-93,52
-83,571
-73,6
-6,53,608
-63,6
-5,53,55
-5,33,5
-53,4
-4,73,27
-4,53,2
-4,173

Приложение 5

Методические рекомендации

При выполнении практических заданий творческого характера эффективно использовать
индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

В качестве рекомендации предлагается
алгоритм разработки творческого проекта
«Ракеты Королева».

I этап. Тема проекта.

Задание №1.
 
Требуется подумать о том, как эффективно использовать компьютер в своей будущей профессии.
 Рекомендуется получить совет у родителей, у учителей, у своих близких родственников и друзей.
 Очень важно то, чтобы выбранный вид деятельности был интересным.
Для выполнения этой части задания необходимо ответить письменно на вопросы:
 1. Какой тип деятельности представляется Вам более привлекательным: работа с людьми; работа с документами; работа с животными; работа с техникой; работа с механизмами; научная работа? Как вы её себе представляете?
 2. Что конкретно делает человек, занимающийся этой деятельностью?
 3. Какой информацией и программными средствами пользуется человек этой профессии?
 4. Какова будет тема проекта? Требуется сформулировать темы всех возможных
 проектов из полученного при ответе на предыдущий вопрос перечня.
 Например, «Использование компьютера в работе инженера при моделировании крыла самолёта » или «Использование компьютера в работе автослесаря при тестировании двигателя автомобиля » и т.д.
 Далее, необходимо выбрать одну тему или объединить несколько тем в одну, естественно, в соответствии с выбранной профессией.
Например, «Использование компьютера в работе инженера – конструктора при проектировании двигателя ракет».
 
II этап. Формирование идеи проекта.
 
 Второй этап делим для удобства на две части (теоретическая и практическая).
 
Часть №1. Обдумывание образа проекта (теория).
Учащимся необходимо выбрать один из трёх уровней проекта. При этом учитывать свои знания, возможности для решения нестандартной задачи.
Шаг 1. Уровень проекта.
1. Уровень исполнителя (например, профессия – эколог: использование электронной таблицы для ведения журнала загрязнений).
2. Уровень управляющего (например, профессия – эколог: моделирование уровня загрязнений в спальном районе города и воздействий на них на основе соответствующих замеров и наблюдений).
 3. Уровень крупного руководителя (например, профессия – эколог: создание распределенных баз данных состояния окружающий среды по регионам страны; учёт глобальных неблагоприятных факторов; моделирование и прогноз экологической обстановки на один день, неделю, месяц, год). Перед учащимися новая задача: необходимо выбрать одну из трёх характеристик проекта.
Шаг 2. Периодичность реализации проекта.
 1. Однократно реализуемый проект.
 2. Регулярно реализуемый проект в течение сравнительного короткого времени.
3. Проект рассчитанный на регулярную и длительную эксплуатацию.
Шаг 3. Количество участников реализации проекта.
 Выбираем опять только одну из трёх:
1. предусматривается реализация проекта только одним учащимся;
 2. проект должен быть реализован группой учащихся из 2-3 человек;
 3. в реализации проекта участвует вся группа.
А теперь необходимо проанализировать: · есть ли новые предложения; · есть ли новые вопросы, которые требуют другого выбора; · есть ли высказывания, которые кажутся неправильными. Как изменилось понимание темы проекта или его идеи? Понятно, что учащимся необходимо еще раз сформулировать идею своего проекта. Если произошли какие-либо изменения, то нужно составить и написать список причин возникновения этих изменений. Только после всего проделанного, можно приступить к реализации практической части проекта.
 
 Часть №2. Развитие образа проекта (практика).
 
 Предлагается учащимся перечень вопросов. Их задача заключается в том, что надо внимательно продумать и подробно написать ответы на следующие вопросы:
 1. Что здесь не так? (Составить полный перечень недостатков выбранной темы проекта).
 2. Как улучшить положение?(Требуется составить перечень необходимых изменений, пока не задумываясь о способах их реализации. Здесь можно помечтать.).
3. Какие можно придумать другие формы применения компьютера? (Требуется дать полный перечень форм применения, не предусмотренных проектом). 4. Возможна ли модернизация, т. е. улучшить или найти оптимальное решение проблемы?(Какие параметры проекта ? Каким образом они должны быть изменены?).
5. Каков противоположный подход?(Требуется написать перечень советов, как сделать то же самое наоборот).
 6. Как было раньше?(Требуется изучить историю создания подобного проекта много лет назад и попробовать описать).
 7. Нельзя ли заменить? (Задача учащихся дать правильный ответ, что получится, если заменить принципы, теории, способы действия…).
 Следующий шаг тоже очень важный. Здесь необходимо определить: получила ли идея проекта какие-либо изменения?
 Если да, то учащимся следует записать новую формулировку и обосновать ее появление.
 
III этап. Формирование целей проекта.
 
Задание №3.
 Ответить на вопросы:
 1) кто будет участником проекта?
2) что он практически получит в результате реализации проекта?
3) каков смысл использования компьютера? Последний вопрос очень важный, поскольку использование
компьютера должно органично вписываться в проект. Если попытаться использовать компьютер там, где без него можно обойтись, проект потерпит неудачу.
Учащимся предлагается ответить еще на три вопроса:
· Почему использование компьютера в проекте – лучший метод по сравнению с другими техническими средствами?
· Какие преимущества представляет компьютер по сравнению с другими средствами?
 · Какие именно качества компьютера будут использованы в проекте: память, вычислительные возможности, графика, динамика, интерактивность или что-то другое ?
Вот теперь учащиеся должны обсудить все идеи, возникшие в процессе ответов на вопросы и их анализа, только потом выбрать из них самую привлекательную.
 
Вывод.
 
 Необходимо еще раз сформулировать ответы на три целевых вопроса: кто? , что?, почему компьютер? – для отобранных идей.
 Действительно, только сейчас можно твердо сказать и сформулировать ту идею, которая так была необходима для решения возникших проблем. В качестве рекомендации предлагается следующий алгоритм:
 1.Сделать графические наброски, эскизы отобранных идей.
2. Изобразить участников проекта, их взаимное расположение.
 3. Разместить изображения технических средств.
4. Показать стрелками и линиями их взаимосвязи.
5. Сделать поясняющие надписи, чтобы рисунки были понятны посторонним.
 
 IV этап. Описание ролевых и пространственно-временных характеристик проекта.
 
 Задание № 4.
 Учащимся необходимо ответить письменно на вопросы:
· Каково место проведения проекта? (Следует описать, какова территория осуществления проекта . Что произойдет, если проект рассмотреть на очень маленькой или наоборот, в макромире? ).
· Каково время осуществления проекта? ( При ответе следует проанализировать, как изменится проект, будет ли он еще иметь смысл, появятся ли новые идеи, если время осуществления проекта значительно сократить.). · Какие роли играют участники проекта? (Предлагается описать поведение участников проекта: какие действия они выполняют с компьютером; какие роли выполняют участники проекта).
 
V этап. Разработка метафоры проекта.
 
Задании №5.
Предлагается учащимся ответить на вопросы с целью достижения внутренней целостности проекта:
 1. На что похожа в целом ситуация проекта: на игру, приключение, работу?
 2. Какова структура взаимоотношений участников проекта?
3. Каковы функции компьютера?
 
 VI этап. Разработка терминологии проекта.
 
Задание № 6.
Перечислить все объекты, действия и ситуации проекта. Найти наиболее точные выражения и термины для всех объектов, действий и ситуаций. Придумать графические изображения для всех выражений и терминов.
 
VII этап. Разработка таблицы ответственности.
 
Задание № 7.
Составить таблицу. В заголовках колонок представляются участники проекта. В строках –действия, осуществляемые по проекту. Заполнить таблицу, указывая, в какой из колонок какое действие реализуется.
 Пример: Таблица ответственности эколога. ДействиеЛаборантИсследовательЖурнал наблюденийЭкологическая модель
Проведение наблюденийЗаписываетДает заданияСохраняет записи
Экологический прогноз Задает параметры моделиДает информациюПоказывает прогноз
 
VIII этап. Разработка диаграммы «Конференц-зала» или "Центр управления -07 ".
 
Задание №8.
 Нарисова
Категория: Мои статьи | Добавил: Нептун5 (21.05.2010)
Просмотров: 1904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz